Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми.
Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Перед ним открываются более широкие возможности в познании мира и общении с окружающими.
Нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка. Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие.
Вырастая, малыш осознает свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым и нерешительным.
Как помочь малышу в домашних условиях, когда вы видите, что он говорит мало, а дети его возраста говорят уже больше слов?
-
Разговаривайте с ребенком все свободное время. Говорите четко и правильно, речь должна иметь спокойный темп.
-
Привлекайте внимание к губам, особенно на первый звук. Дайте потрогать губы. Произносите звук четко, обращая внимание на артикуляцию.
-
Маме можно «поиграть» губами, а ребенок будет охотно подражать. Например, сложите губы трубочкой, потом улыбнитесь, пошлепайте губами, цокайте язычком, заведите моторчик губами – пррррр и т.п.
-
Поиграйте теперь над развитием мышц, которые участвуют в артикуляции звука – это щеки. Надуйте щеки – сдуйте, втяните их, надуйте одну щечку, перенесите воздух в другую.
-
Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, мыльные пузыри – все, что заводится с помощью ветра. Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.
-
Комментируйте его и свои действия и побуждайте к речи. Например: «Сейчас принесу одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь: штаны или джинсы, красную или синюю футболку?».
-
Повторяйте новые слова не менее чем 5 раз в день, а лучше – больше! Всегда хвалите за успехи, если что-то сказал.
-
Делайте массаж рук, особенно ладошки и пальчики. Занимайтесь пальчиковыми играми, играйте в мозаику, перебирайте крупы, лепите из теста.
-
Подкрепляйте любое занятие положительными эмоциями. Занимайтесь 10-15 минут, не больше, но 2-3- раза в день, главное - регулярно.
-
1Если ребенок произносит плохо начальный звук, возьмите его ладошку – четко произнесите первый звук, чтобы он почувствовал струю воздуха. Например: слово - «спасибо», где первый звук «С» выпадает. Подуйте звук «С» немного протяжнее на ладошку - «С…пасибо», он почувствует этот холодный ветерок. Теперь пусть он тоже скажет на свою ладошку с ветерком.
-
Обратите внимание малыша, где «живет голосок». Возьмите его на колени, прижмите к груди и спойте песенку. Ребенок почувствует вибрацию вашей грудной клетки – это голос. Когда вы молчите – голоса нет, когда поете или говорите – голос есть. Придумайте игру «Включи голосок»
-
На начальном этапе в развитии речи займитесь звукоподражаниями. Например: машина - жжж, самолет – ввв, комарики звенят – ззз, и так далее.
-
Читайте вслух стихи, сказки, потешки, пересказывайте сказки.
-
Организовывайте игры: например, возьмите 3 зверушки, 2 животных спрячьте под платок, одного оставьте – кого не хватает? и т. д.
Успехов Вам!