Декоративно-прикладное творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений народной культуры.
С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукотворных работ, созданных руками мам и бабушек.
Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, работая с различным материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом завершённом изделии, в самостоятельном подборе цветовой гаммы они учатся видеть неповторимую красоту, образ.
Для большинства детей основным результатом является произведение собственных рук, а также объём знаний, умений, и навыков, приобретаемых в ходе освоения программы по декоративно-прикладному творчеству. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не с каким- то стандартом, а с исходными возможностями.
На занятиях дети учатся творить своими руками, делать не просто поделку, а именно творить прекрасное и красивое.
Красота воспитывает нравственную чистоту, человечность, духовность. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают широкий круг общения, чувствуют себя полноправными членами общества.
Для некоторых из них ремесло и творчество может стать смыслом жизни, а для некоторых занятием для души.
Занятия формируют произвольность поведения и деятельности, эстетический вкус, позволяют вооружать детей специальными, знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и педагогическую подготовку к труду.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра труд, познание, учение, общение, творчество. Организуются и проводятся совместные с родителями занятия и мастер-классы.
На одном из таких мастер –классов по изготовлению оберега «Птичка невеличка» (техника лоскутная пластика), где ребята с большим интересом и творческим подходом изготовили текстильную куклу.
В процессе работы, дети приобретают знания и умения в области технического и художественного труда, знакомятся со способами обработки разных материалов (текстиль, синтепон).
Одна из важнейших задач – развитие творческой смекалки, формирование культуры труда. Изготовление народной игрушки имеет большие воспитательные возможности: у детей развиваются чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус.
Один из важных моментов в подборе содержания занятий состоит в том, что многие игрушки можно сделать без иглы и ножниц.
Это позволяет широко применять предложенные тему в работе с детьми младшего возраста, открывает широкие возможности для творческого подхода при минимальной трудоемкости многих игрушек.
Игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье.
Считалось, что обережная кукла делается для дома и гармонизации семейных отношений, для забавы и воспитания детей, для достатка и хорошего урожая. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом ее непреходящая ценность!