В соответствии с планом мероприятий Ресурсного центра развития социальной реабилитации и социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на базе бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский реабилитационный центр» (далее – Ресурсный центр) 15 октября 2021 года в 14:00 состоялась научно-практическая конференция «Социальная реабилитация и социальное сопровождение детей-инвалидов, молодых инвалидов с РАС».
Опыт работы на коррекционных занятиях, проводимых с детьми с аутизмом представила психолог БУ «Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» Титова Александра Андреевна на тему «Применение системы альтернативной коммуникации PECS на коррекционных занятиях при работе с детьми с аутизмом».
Психологами и логопедами Сургутского многопрофильного реабилитационного центра для инвалидов на занятиях с детьми с аутизмом используется система коммуникации для невербальных или функционально невербальных (могут говорить, но не используют речь для удовлетворения своих потребностей) детей. Это система коммуникации обменом изображениями или PECS, разработана в 1985 г. доктором Энди Бонди и логопедом Лори Фрост, которая успешно себя зарекомендовала как системой альтернативной коммуникации и вошел в отчет Национального центра профессионального развития по рекомендуемым методам помощи при аутизме.
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь, а также часто становится единственной возможностью общения и коммуникации для аутичных и неговорящих детей. Эта система состоит из нескольких этапов. Эти этапы основаны на науке о вербальном поведении – области прикладного анализа поведения, которая посвящена всем видам речевого поведения, включая текст, устную речь и все формы коммуникации.
Целью системы PECS является обучение навыкам коммуникации детей и использованию картинок для просьб, комментариев и описаний.
Основными задачами системы являются формирование мотивации к общению, совершенствование понимания речи, развитие коммуникативных навыков, стимулирование речевой активности.
Во время занятия постоянно, контролируется наличие и состояние 7-ми основных категорий, аутичного ребенка:
-
эмоции и зрительный контакт;
-
коммуникация;
-
жесты;
-
звуки;
-
слова, звукоподражания;
-
понимание;
-
использованием предметов.
Для каждого ребёнка набор средств индивидуален и должен подбираться с учётом его психофизических особенностей. Однако практикующий опыт показал применение таких средств альтернативной коммуникации, как карточки PECS, показывает значительные успехи в развитие речи и социализации ребёнка.
Нужно отметить, что универсальных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет. Для каждого ребёнка набор средств индивидуален и должен подбираться с учётом его психофизических особенностей. Однако практикующий опыт показал применение таких средств альтернативной коммуникации, как карточки PECS, показывает значительные успехи в развитие речи и социализации ребёнка.