21.04.2025
Психологами Сургутского многопрофильного реабилитационного центра для инвалидов в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) для развития навыков и снижения проблемного поведения применяется прикладной анализ поведения, или Applied Behavior Analysis (ABA). Это научно обоснованный подход, который направлен на коррекцию социально поведения через анализ взаимосвязей между средой, действиями и их последствиями.
Основные принципы ABA:
- Индивидуализация. Программы строятся на основе оценки потребностей ребёнка.
- Оперантное обусловливание. Акцент на положительном подкреплении желаемого поведения (похвала, игрушки, активность).
- Систематичность. Поэтапное обучение с разбивкой навыков на мелкие компоненты.
Цели применения ABA:
- Коммуникация: развитие речи, альтернативной коммуникации (жесты, карточки).
- Социальные навыки: обучение игре, соблюдению очереди, зрительному контакту.
- Академические навыки: подготовка к школе (счёт, чтение).
- Снижение проблемного поведения: агрессии, стереотипий, самоизоляции.
ABA остаётся одним из самых эффективных инструментов для помощи детям с РАС, но требует адаптации к индивидуальным потребностям, участия семьи и этичного подхода.